«Гуру Будда Шакьямуни сказал, что, когда прекращается одно страдание и начинается другое, мы называем это «удовольствием». Видите ли, когда мы прекращаем одно действие и приступаем к другому, то, даже если в это время мы получаем некое удовольствие, это лишь обозначение, присвоенное страдающей основе. Факт остаётся фактом – когда прекращается одно страдание, начинается другое. Оно возникает в природе составного фактора, или действия, и прекращается в той же природе.
Когда вы садитесь после долгого стояния на ногах, то данное действие, причиняющее вам неудобство, прекращается.
Когда же вы сидите, это становится причиной нового, нарастающего страдания. Одно составное действие сменяет другое... Из чего все они состоят? Из страдания, составного страдания. Поэтому все эти действия являются частями страдания. Все до единого: принятие пищи, работа, сидение... Всё, что мы делаем – это страдание. Даже когда мы едим или сидим, – это страдание. Даже когда мы идём или спим, – это страдание. Всё, что бы мы ни делали, вплоть до достижения освобождения от сансары, – страдание.
Осознавание этого страдания перемены – отличное средство избавления от привязанности. Это не означает, что нам запрещено испытывать удовольствие. Проблема в том, что мы цепляемся за это удовольствие.
Очень полезно осознавать, что сансарические удовольствия по своей природе – страдание, это весьма способствует обузданию неудовлетворённого ума. Именно неудовлетворённый ум, привязанность, заключает нас в оковы сансары, обрекая нас на рождение, смерть и все остальные несчастья».
— Лама Сопа Ринпоче
Из материалов курса «Открытие буддизма»